Перейти к содержанию

ПСКР Орёл «Орелъ» — корабль проекта 1135.1 (шифр — «Нерей»)


Автолюбитель

Рекомендуемые сообщения

Цитата

 

Зачем камчатским пограничникам Вулкан? Чем корабль похож на автомобиль? Почему ПСКРы сменили «дресс-код»? Что такое подволок? И почему браконьеры так бояться установки АК-630?

 

Пограничный сторожевой корабль «Орёл» — настоящий красавец! Изящные линии корпуса придают ПСКРу стремительность и легкость, а «дресс-код» (белый — верх, синий — низ) очень «к лицу» кораблям береговой охраны. Их перекрасили 8 лет назад, чтобы корабли береговой охраны ПС ФСБ России отличались от кораблей военно-морского флота. Последних, по стандарту, красят в серо-голубой, так называемый, шаровый цвет.

 

Справка:

«Орелъ» — корабль проекта 1135.1 (шифр — «Нерей»).

Водоизмещение — 3,5 тысячи тонн;

длина — 123,5 метра;

ширина — 14 метров;

осадка — 6,5 метров;

скорость — до 32 узлов, средняя скорость — 14-15 узлов;

двигатели — два форсажных газотурбинных двигателя (ГТД) по 36 тысяч лошадиных сил каждый, два маршевых ГТД по 18 тысяч лошадиных сил каждый;

оснащен палубным вертолетом Ка-27ПС;

автономное плавание — более 20 суток;

дальность плавания — более 5 тысяч миль;

первый командир корабля — капитан 1 ранга Александр Васильевич Суханов;

день рождения корабля (день первого подъёма флага МЧ ПВ КГБ СССР) — 1 ноября.

 

Прежде, чем попасть на борт корабля, мы прошли тщательную проверку. Но, если проверка документов и предварительная встреча с руководством ведомства для нас привычные процедуры, то к встрече с грозным четвероногим охранником «Орла» лично я не была готова. Корабельный сторожевой пёс Вулкан сначала, для порядка, нас облаял, после подошёл и обнюхал…

 

одобрил, и, наверно, с чувством выполненного долга ушёл в тенёк отдыхать от своих сторожевых дел. :)

 

Знакомство с кораблем предлагаю начать с музея.

 

Возможно, не все знают, что «Орёл» — это не первое имя данного корабля. Хотя об этом можно догадаться: если внимательно посмотреть на корпус, то видно, что именная табличка гораздо больше, чем нынешняя. При закладке в 1983 году кораблю предполагалось дать имя «Юрий Андропов», но спущен на воду в 1985 году он уже «Имени XXVII съезда КПСС», и лишь в 1992 году на борту ПСКР появилась надпись «Орелъ».

 

ПСКР был заложен в городе Керчь 26 сентября 1983 года, а спущен на воду осенью 1985 года. 1 ноября 1986 года корабль вступил в строй: на его борту был поднят флаг МЧ ПВ КГБ СССР. Фотографии этого торжественного ритуала хранятся в корабельном музее.

 

Зимой 1987 года ПСКР, на тот момент «Имени XXVII съезда КПСС», совершил переход из порта Севастополь южным морским путем в порт Находка. Тогда было пройдено около 10 тысяч морских миль. Совершая переход, корабль зашел в порт Адэн народной демократической республики Йемен, где на встрече с дипломатическими представителями СССР в этой республике была подарена ваза.

Весной 1987 года корабль заступил на охрану дальневосточных рубежей нашей страны, вписав немало славных страниц в историю охраны границ Дальнего Востока. Местом постоянного базирования корабля стал порт Находка. С 1992 по 1999 годы корабль находился на длительном ремонте во Владивостоке. А 9 октября 2001 ПСКР «Орёл» был передан для дальнейшего прохождения службы в Северо-Восточное пограничное управление с постоянным местом дислокации в Петропавловске-Камчатском.

(На фотографии — корабельный колокол с первым названием корабля «Имени XXVII съезда КПСС»)

 

Среди исторических сокровищ корабля — миниатюрная копия ПСКРа. Это — подарок кораблю в честь 25-летия от первого экипажа корабля.

 

Также в музее хранятся всевозможные подарки от гостей корабля и представителей шефского города Орёл. Среди корабельных реликвий есть и знамя пограничной службы и Погранвойск, а также первый флаг морских частей пограничных войск КГБ СССР, поднятый 1 ноября 1986 года.

 

Управление кораблем идет из главного командного пункта. Здесь — рабочее место командира корабля, когда корабль находится в море.

 

Огромного штурвала у рулевого нет. Зато под рукой все необходимые приборы.

 

Например, это — машинный телеграф. Он передает команды в машинное отделение об изменении работы двигателей.

 

Этот прибор определяет крен корабля. Так и называется кренометр. :)

 

Старый добрый магнитный компáс до сих пор неотъемлемая часть пункта управления. Пограничники говорят, что на борту есть и GPS, и другая навигационная аппаратура, но, если любое электрическое оборудование может выйти из строя, то компас — нет. Он всегда поможет найти дорогу домой.

 

Кстати, обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что корабль чем-то похож на автомобиль? Нет? А зря. Корабельный тахометр, как и автомобильный, показывает количество оборотов двигателя. А еще у корабля есть дворники. Стекла иллюминаторов, как машинные окна, обогреваются. Правда, гораздо сильней. «Если до стекла дотронуться рукой, можно обжечься. Зато благодаря такому обогреву, вода на ней, как на горячей плитке, просто не задерживается, сразу стекает. Зимой это очень удобно», — рассказывают члены экипажа корабля. В темное время суток, когда корабль движется, на корабле зажигают ходовые огни.

 

Еще один пример старого, но надежного оборудования — аварийные телефонные аппараты. Они будут работать даже, если корабль останется без электроснабжения.

 

Икона Николая Чудотворца — подарок экипажу корабля от настоятеля храма Александра Невского отца Василия. Этот святой считается покровителем моряков.

 

Здесь — рабочее место вахтенного офицера. Он ведет навигационную прокладку маршрута корабля. Всё по-военному лаконично: ничего лишнего.

 

В рубке метриста установлены радиолокационные станции. Этот специалист следит за надводной обстановкой как днем, так и ночью. 

 

Когда корабль стоит у пирса, такое оборудование, естественно, не используется.

 

Этот забавный аппарат — визир наблюдения и целеуказания. По сути, он — большой бинокль.

 

Приближает на самом деле очень хорошо: мне удалось разглядеть чаек на противоположном берегу бухты. По словам пограничников, прибор используется, когда погода очень плохая. Бывает, что ветром, брызгами от больших волн заливает иллюминаторы командного пункта. В такой ситуации без визира ничего и не разглядеть.

 

А теперь приглашаю пройтись по палубе «Орла».

 

С вооружением ПСКР «Орёл» нас знакомит капитан-лейтенант Антон Акимов. Он служит в пограничном управлении семь лет, а на корабле «Орёл» — два года. На самый восточный рубеж России он попал с самого западного: в Петропавловск-Камчатский его распределили после окончания Калининградского военно-морского  института.

Корреспондент: — Не жалеете, что так далеко от дома служить приходится?

Антон Акимов: — Нет. Камчатка, кстати, считается престижным местом службы. Кораблей такого класса, как здесь, ни в одном пограничном управлении нет. А чтобы домой слетать, погостить у родителей, хватает и отпуска.

— Какие основные задачи выполняет ваш корабль в море?

— Основные наши задачи — охрана государственной границы России, защита экономических и иных законных интересов страны в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также борьба с терроризмом.

— В чем ваш «Орёл» самый-самый?

— Наш корабль — самый современный из тех, что есть, и по проекту, и фактически самый новый: у него самое сильное вооружение из всех кораблей, самая высокая скорость. И для выполнения боевых задач в море ПСКР «Орёл» — самый универсальный. Остальные корабли всё-таки более специализированные, больше пограничные, а этот — боевой.

— Самый «зубастый»?

— Наверно, можно и так сказать. В военное время, если возникнет необходимость, он встанет в один строй с кораблями группировки Войск и Сил на севере-востоке России.

 

«Главный калибр», как говорят пограничники, — 100-миллиметровая артиллерийская установка АК-100. Она используется для «старых добрых артиллерийских дуэлей», может пустить на дно даже авианосец, а может использоваться и для стрельбы по береговым целям.

 

Артустановка отличается от иностранных (американских, европейских) тем, что она управляется не только в автоматическом режиме с главного командного поста, но и, в случае необходимости, вручную. То есть, если у иностранного аналога сломается автоматика, то орудие выйдет из строя. Если такая неполадка случится с АК-100, то внутрь башни сядет экипаж и продолжит стрельбу.

По советской традиции, чехлы заглушек украшены красными звездами. А если вернуться к техническим характеристикам, то стоит сказать, что дальность АК-100 — около 20 тысяч метров, скорострельность — 60 выстрелов в минуту, вес снаряда — около 15 килограммов.

 

Еще одно не менее грозное оружие — РБУ-6000 (реактивно-бомбовая установка). Этот бомбомёт используется для уничтожения подводных лодок противника.

 

Дальность стрельбы — до 6 тысяч метров, калибр — 212 миллиметров.

 

«Сейчас — в мирное время — корабль не выполняет функции противолодочной борьбы. А в военное время он имеет такую возможность», — поясняет Антон Валерьевич.

 

Торпедный аппарат ЧТА-53 — внушительных размеров. Он занимает довольно много места. Зато и эффективность такого оружия тоже впечатляет.

 

«Калибр — 533 миллиметра. Любой корабль противника можно пустить на дно одной такой торпедой. Торпедных аппарата у нас два, по одному четырехтрубному торпедному аппарату с каждого борта», — рассказывает командир артиллерийской боевой части.

 

«Зарядка такого оружия — дело хлопотное, поэтому операторов торпедных аппаратов учат попадать в цель с первого залпа. То есть, стрелять так, чтобы каждая торпеда попала в цель. Восемь торпед — восемь кораблей противника», — поясняет Антон Акимов.

 

— В данный момент аппараты заряжены?

Антон Акимов: — Нет, конечно. В мирное время, во время выполнения пограничных задач, это вооружение не используется.

 

Рельсы нужны для перезарядки торпедных аппаратов.

 

Чтобы познакомиться поближе с артиллерийской установкой АК-630 пришлось подняться высоко, как никогда раньше.

«Это — гроза всех браконьеров, — с гордостью рассказывает Антон Акимов. — Калибр у него 30 миллиметров, шесть стволов, скорострельность — 5 тысяч выстрелов в минуту. Представляете, что можно сделать с противником с такой скорострельностью?»

— В решето превратить?

Антон Акимов: — АК-630 пополам разрезают!

— Ничего себе…

— Как правило, любому нарушителю хватает АК-630, чтобы голову остудить.

 

— Кстати, как обычно себя ведут браконьеры, когда видят ваш корабль в море?

Антон Акимов: — Обычно сначала пытаются убежать. Потом, когда понимают, что у них это не получится, останавливаются и пытаются прикинуться ветошью…

— То есть?

— Называют другое название судна. А таблички на борту все либо завешаны, либо написаны так, что неразличимы. Но в итоге мы их всё равно выводим на чистую воду.

— Часто ли приходится применять оружие в походе?

— В этом году ни разу. А вообще каждый такой случай мы предаем огласке.

 

В комплектацию корабля входят два скоростных катера. Этот — новый.

 

На другом борту — катер постарше. Несмотря на солидный возраст, он в рабочем состоянии.

 

Новый катер — отечественного производства. Он рассчитан на 14 человек. По словам экипажа корабля, плавсредство — маневренное и грузоподъемное.

— Оружие на нём есть?

Антон Акимов: — Нет. Достаточно оружия, которое есть у личного состава досмотровой группы.

Кстати, такими новыми катерами скоро будут оборудованы все пограничные корабли.

 

 

Продолжим нашу экскурсию по палубе.

 

На корме ПСКР «Орёл» находится вертолетная площадка площадью около 20 квадратных метров.

 

Сюда легко и изящно садится штатный вертолет Ка-27ПС. (Фотография из архива пограничников. Сейчас вертолёт находится на авиабазе в Елизовском районе, на борт корабля он вернется перед фактическим выходом ПСКРа в море).

 

Чтобы во время качки вертолет не укатился в море, на палубе раскладывается противоскользящая сетка, а само воздушное судно фиксируют специальными захватами.

 

Во время взлета и посадки вертолета, все антенны и леера на корме корабля убирают, чтобы не повредить винт геликоптера.

— На какое расстояние от корабля он способен улететь?

Антон Акимов: — На большие. Вертолет — очень экономичный, компактный. Он создан специально для нужд военно-морского флота.

— Какие функции он выполняет на ПСКРе «Орёл»?

— Поиск браконьеров, спасение в море может осуществлять: у него есть специальная лебедка, которой можно поднять человека из воды. Либо с помощью вертолета можно опустить в океан  гидролокатор, который определяет наличие подводной лодки, например. Такие основные цели.

— Ночью вертолет тоже может выполнять эти задачи?

— Да, могут проводиться и ночные полеты. Для этого на вертолетной площадке установлено светотехническое оборудование.

— В ангар вертолет помещается вместе с лопастями?

— Чтобы закатить воздушное судно в ангар приходится лопасти складывать. Внутри вертолет также закрепляют, чтобы он не получил повреждения во время качки.

 

Корабельный колокол, кстати, используется до сих пор.

«Каждые полчаса вахтенный бьет склянки (звонит в колокол для обозначения времени, — Ред.), — говорят пограничники. — Три троекратных удара в корабельный колокол обозначают полдень».

 

Еще одно помещение на палубе, которое привлекло наше внимание, — шпилевая. Отсюда происходит управление шпилями для подъёма и опускания  якорь-цепи.

 

В иллюминаторе как раз виден шпиль. Это устройство служит для вытягивания якорной цепи из воды. Также шпиль используется во время швартовки.

 

Теперь пришла пора исследовать внутренние помещения ПСКР «Орёл». Кстати, всего на корабле пять палуб.

 

Машинное отделение — сердце корабля.

 

Когда ПСКР находится в море, заходить сюда лишний раз не захочется — слишком шумно. Но сейчас двигатели не используются (питание подается с берега), почему бы тогда не заглянуть? :)

 

Многотонный корабль способен разогнаться до 32 узлов (это примерно 58 километров в час).

 

Так выглядит пост управления системами движения корабля и обеспечения живучести. Именно сюда с помощью машинного телеграфа поступают команды с главного командного поста.

 

Вахтенные механики выставляют определенные параметры данного оборудования, которое и поддерживает заданный ход корабля.

 

На пост обеспечения живучести выведены пожарные системы и другие аварийные датчики.

 

По дороге в кают-компанию, которая по совместительству является также офицерской столовой, можно полюбоваться картинами и барельефами. Таких на других кораблях нет.

Это помещение — многофункционально. Кроме приема пищи и отдыха, оно также используется как конференц-зал, где проходят совещания.

 

 

Кинозала, как на корабле измерительного комплекса «Маршал Крылов», на ПСКР «Орёл» нет.

«На боевом корабле всё — максимально компактно. У нас и задачи другие, — поясняют пограничники. — Чем меньше корабль, тем он меньше виден противнику, меньше возможность в него попасть. И еще надо, чтобы в корабль поместились все помещения, которые необходимы. Ну, и чтобы при этом людям было комфортно».

 

Зато в редкие минуты отдыха офицеры могут, например, сыграть в нарды.

 

Как видите, нарды ручной работы.

Еще в кают-компании хранится книга почетных посетителей корабля.

 

В столовой личного состава невероятно вкусно пахнет! Вот-вот пограничников пригласят на обед. Кстати, экипаж корабля кушает посменно.

 

Чтобы во время качки тарелки не падали на пол, на столах расстилают противоскользящие клеенки. Для этой же цели немного увеличен бортик столов.

 

Мы были приятно удивлены, увидев в столовой аквариум с рыбками. Оказалось, что, кроме рыбок и пса Вулкана, на корабле также живёт ещё и кошка Соня. Конечно же, её любимое место — камбуз (кухня. — Ред.). Но знакомится с всеобщей любимицей мы не стали из гигиенических соображений, помня, что на камбузе готовится обед.

 

Этот коридор имеет своё название: офицерский. В этой части корабля расположены каюты офицерского состава.

 

А вот и каюта самого Антона Акимова.

 

Кстати, если Вам кажется, что вы видите на этой фотографии шкаф и стол, то не верьте своим глазам. :) По-морскому, шкаф — это рундук, а стол — бак. Пол — это палуба, потолок — пóдволок, стены — переборки, а стул — баночка. Кóмпас в море сразу превращается в компáс. Кроватей на корабле нет. Каждый день утром раздается команда: «Команде вставать, койки заправить». :)

 

Кубрик мичманского состава рассчитан на 12 человек, но занятых коек намного меньше.

«На пограничных кораблях теперь не служат срочники, а только военнослужащие по контракту: мичманы, старшины… И, понятное дело, для выполнения боевых задач профессионалов нужно меньше, чем необученных матросов, — рассказал мне Антон Валерьевич. — Более того, сейчас спецподготовку проходят даже мичманы. Для этого созданы специальные учебные заведения, например Институт береговой охраны в городе Анапа. После их окончания они получают среднее техническое образование и, как атрибут младшего морского специалиста, — морской кортик. Одним словом, у нас служат только профессионалы».

 

— А женщины на корабле служат?

Антон Акимов: — Нет. В России на кораблях такого класса женщин нет.

 

Путь в корабельную библиотеку был тернист. :)

 

Зато книжная коллекция порадовала. В читальном зале много классической литературы.

 

По словам экипажа, раньше библиотека располагалась в соседнем помещении, но во время ремонта её было решено перенести, а на прежнем месте обустроили корабельную часовню.

 

Так что, как говорят пограничники, «знания и духовное просвещение на корабле находятся рядом».

 

 

Иконостас пограничникам подарил общественный фонд «Святого Николая Чудотворца», после чего он был установлен на корабле и освящен представителями Камчатской епархии.

 

Настоящая изюминка быта экипажа ПСКР «Орел» — банька.

 

— Трудно было организовать баню на корабле? Вода же в походе, насколько я знаю, на вес золота.

Антон Акимов: — Питьевая вода действительно на вес золота. А просто пресная вода (чтобы помыться и для технических нужд) здесь есть. Для этого стоят опреснительные установки. Так что всё можно, всё реально. Ресурсов корабля для баньки хватает.

 

 

— А можно после бани выпить, например, пива?

Антон Акимов: — Нет, конечно. На корабле вообще всегда сухой закон — категорически запрещен алкоголь. А после бани можно выпить кваса или кефира, например.

 

— Если не секрет, как ласково называете свой корабль?

Антон Акимов: — Так и называем: Орёл, Орёлик. (Улыбается).

— А я слышала, что «Опель» называете… По сходству написания слова с английским «Opel».

— Это в шутку. (Смеется).

— Обычно моряки считают, что их корабль — одушевленное существо. А вы как считаете? У вашего «Орла» есть характер?

— Да. Серьёзный такой, мужской характер. С хорошим стальным стрежнем. Наверно, у всех военных кораблей мужской характер…

 

Наша экскурсия по пограничному сторожевому кораблю «Орёл» длилась почти три часа, но пролетела как мгновение. На прощание хочу сказать, что мы не зря начали знакомство с кораблями такого класса именно с «Орла». ПСКР «Орёл» — один из лучших и самых результативных кораблей пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району. На его борту чувствуешь себя под защитой. И, дай Бог, экипажу «Орла» никогда не применять оружие в боевых условиях, а морские баталии устраивать только во время учений.

 

P.S. Флаг береговой охраны ФСБ России в ближайшие годы поднимут на бортах двух совершенно новых сторожевых кораблей. Они будут быстроходными, комфортными, оснащенными мощной локацией. По плану, их строительство завершится уже в 2018 году.

 

Текст: Леся Сурина, фото: Иван Козлов, Леся Сурина.

http://pressa41.ru/top-secret/pskr-oryel-groza-brakonerov/

много фото по ссылке

 

 

07.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 месяцев спустя...
Цитата

 

На героическом ПСКР «Воровский» спущен флаг

Как стало известно агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», накануне в базе пограничных кораблей прошла церемония спуска флага на пограничном сторожевом корабле 1 ранга «Воровский». Этот ПСКР в начале двухтысячных был грозой браконьеров у берегов Камчатки.

В Погрануправлении ФСБ России по восточному арктическому району пока не сообщают о дальнейшей судьбе знаменитого сторожевика.

Напомним, что ПСКР «Воровский» был заложен 15 мая 1988 года на судостроительном заводе «Залив» имени Б.Е. Бутомы в г. Керчь. 28 июля 1990 года корабль был спущен на воду. 5 апреля 1991 года на корабле впервые поднят Военно-морской флаг Пограничных войск КГБ СССР. Осенью 1991 года ПСКР «Воровский» после 52-дневного перехода южным морским путем из Севастополя прибыл к месту постоянной дислокации - порт Петропавловск-Камчатский. С 1994 по 2000 год из-за отсутствия финансирования корабль находился в отстое. В 2001 году корабль вновь введен в строй и активно участвует в охране морских биоресурсов. За годы службы экипаж «Воровского» задержал десятки судов-нарушителей


https://kamchatinfo.com/news/safe/detail/21749/

 

 

ПСКР Воровский.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Вверх