Автолюбитель

История камчатских дорог

1 сообщение в этой теме

История камчатских дорог ведет свой отсчет из далекого 1911 года, когда первый транспорт, тогда еще гужевой, потянулся из города Петропавловска в направлении поселка Завойко (ныне город Елизово). Первая дорога, проложенная санями и телегами, имела протяженность тридцать верст и ширину две сажени...

Серьезное дорожное строительство на нашем полуострове началось в 1932 году, на том же месте, по проекту одного из отделов при НКВД. В то далекое время строить дороги на Камчатке толком не умели, поэтому старая елизовская трасса, как мы привыкли ее называть, получилась такой извилистой. В скором времени вдоль объекта стали появляться дома с огородами, а также могилы. Все это впоследствии стало препятствовать снегоочистке и реконструкции трассы. Поэтому за узость старой дороги надо сказать спасибо нашим предприимчивым предкам...

Гравийный автобан

Долгострой, тянущийся с юга Камчатки на север, до села Мильково, занял, в общей сложности, сорок один год. Километры трассы Петропавловск - Мильково уходили вдаль вместе со временем. В 1973 году закончилось сооружение дорожного полотна от Начикинского совхоза до места назначения. Раньше, добираясь от совхоза до Милькова по бездорожью, наши земляки затрачивали до десятка дней, а после введения новой трассы весь путь занял не более шести часов. Долгое время дорога была грунтовой, затем гравийной, и на сегодняшний день из почти трехсот ее километров в асфальт одето 116. В 2002 году был построен новый участок между 16 и 18 километрами, его сооружение было вызвано большим количеством ДТП на старом месте.

В 1961 году была сдана в эксплуатацию автомобильная дорога Елизово - Паратунка, которая связала зону отдыха трудящихся с Елизовом и Петропавловском.

Вступившая в строй в 1968 году еще одна важная для Камчатской области автодорога Начикинский совхоз - Усть-Большерецк окончательно соединила восточное побережье с западным в 1977-м.

В 1974 году было начато строительство еще одной важной для развития народного хозяйства области дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, которое продолжается до сих пор.

В 1978 году началось строительство трассы стратегического назначения, соединяющей морской порт с воздушным. В соответствующих документах имелся проект разделительной полосы и велосипедной дорожки, которые бы тянулись от поста ГИБДД, что на выезде из Петропавловска, до поста в Елизове. Сумма предварительных расходов по ценам 1977 года составляла 29 миллионов рублей. И это было немыслимо. Поэтому камчатским строителям пришлось существенно сократить статью расходов, уложиться в 17 миллионов и ввести трассу в эксплуатацию в 1982 году. Сейчас, спустя 23 года, федеральную трассу любезно хотят "подарить" региону. В прошлом году на содержание и ремонт этой дороги из бюджета России было выделено 17, 5 миллиона рублей. В нынешнем году дела обстоят немного лучше: мы получили 18, 9 только на содержание. Однако не стоит забывать, что такой зимы, как нынешняя, не было сорок с лишним лет. Поэтому выделенной суммы недостаточно. А собственно на ремонт в этом году пока ничего не выделили, так что ждем-с.

Говорят, в США дороги принимают следующим образом: на капот автомобиля ставят стакан с водой, водитель едет с определенной скоростью, при этом вода не должна расплескаться. У нас, в условиях финансирования дорожного строительства по остаточному принципу, все гораздо проще: приезжает комиссия, смотрит, измеряет и принимает.

Все дороги делятся на категорийные и некатегорийные. В России дорожных категорий пять. Разницу между ними определяет не качество и толщина дорожного покрытия, как думают многие. Существенную роль играет ширина всего дорожного полотна, включая обочины, а также количество полос, интенсивность движения, уклоны и радиусы кривых.

Дороги первой категории представлены почти автобанами. У нас тоже есть такой участок. Правда, он небольшой, его протяженность всего тринадцать километров. Камчатский "почти автобан" , шириной 20 метров, тянется от поста ГИБДД на объездной до путепровода на Красной Сопке.

Вторая категория - тоже неплохо, учитывая нищету нашего региона. Она на Камчатке представлена опять же трассой "Морпорт - Аэропорт" - ее большей частью шириной 15 метров на участке от упомянутого петропавловского поста ГИБДД до подобного в Елизове.

А участок от елизовского поста до поворота на аэропорт уже третьей категории, там ширина 12 метров. Дорога Петропавловск - Мильково и Паратунская трасса также третьей категории, несмотря на большой объем перевозок.

Дороги четвертой категории представляют большинство на нашем полуострове. Это и 235 км долгостроя Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, и та, что заканчивается в Октябрьском, и многие другие. Ширина дорожного полотна таких трасс - 10 метров.

И, наконец, дороги пятой категории (8 м) - узкие проезды-пролазы, которых и в областном центре, и по Камчатке полным-полно.

Свет в конце тоннеля

Итак, на Камчатке 7 основных дорог. Остальные являются либо их связующими звеньями, либо подъездами к населенным пунктам. Общая протяженность всех областных дорог - 1404, 8 километра, включая 38 км федеральной трассы "Морпорт - Аэропорт". Из них с асфальтобетонным покрытием - 294, 7 км.

Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП "Камчатавтодор" Борис Котиков поведал нам о том, что в настоящий момент производится строительство только дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, начатое еще в 1975 году. Эта трасса, протяженностью 433 километра согласно проектной документации, является самой длинной на нашем полуострове. В 2005 году "Камчатавтодор" планирует здесь сдать в эксплуатацию 8 км дорожного полотна, еще 19 строит предприятие "Камчатавтомост". 7 апреля прошел тендер на строительство участка с 332 по 341 километр, однако точных сведений о подрядчике пока нет.

Также в настоящее время прорубаются "окошки" от Милькова к Шанучу (к месторождению никеля) и от Мутновской трассы к вулкану Асача, где ведется разработка золоторудного месторождения.

Если вы полагаете, что построить дорогу - значит одеть ее в асфальт, то заблуждаетесь. Немало дорожных участков на нашем полуострове довольствуются более скромным "гардеробом" , будучи гравийными. А иные и вовсе "раздеты" , хотя их строительство также заняло немало времени.

Любая трасса состоит не только из проезжей части, как многие из нас полагают. Дорога - это элемент ландшафта, состоящий из земляного полотна, дорожной "одежды" , искусственных сооружений и обстановки вдоль нее.

Что стоит построить дорогу длиной километр и более? Допустим, мы имеем два населенных пункта и поле между ними. Через которое необходимо, проведя предварительно геодезические изыскания и тщательную проектировку, проложить трассу. При этом не выйдя за рамки скудного бюджета.В целях экономии денег дороги стараются делать прямыми, насколько это возможно. После всех процедур по "прополке" и корректировке местности получается немаленькое корытце, из которого выбирают слабый грунт, закладывают трубы, затем делают насыпь, дают ей отстояться не менее года и только потом укладывают асфальт.

Зачем я в двух словах пересказываю многотомный учебник по строительству дорог? Чтобы вы, дорогие читатели, знали один немаловажный факт: наши дороги потому такие волнистые, местами продавленные, местами вспученные, что когда-то ленивые рабочие, с нетерпением ожидая конца трудового дня, с мыслями об ужине, телевизоре и пиве, не удосужились до конца выбрать некачественный грунт, поверх которого впоследствии сделали насыпь. Через некоторое время появилось то, по чему мы с вами до сих пор ездим. И если на каких-то определенных участках дорожного полотна вашего железного коня постоянно тянет вправо, - значит, нарушена строительная технология. Вы теперь знаете кем.

Ищите воду!

Денег мало, дорог - тоже. Особенно городских - ввиду постоянно увеличивающегося количества транспортных средств, чьи колеса, спотыкаясь о трещины и ямы в режиме нон-стоп, орошают прохожих фонтанами грязной воды.

Непрекращающийся транспортный поток мог бы двигаться быстрее, если бы часть трассы Морпорт - Аэропорт в черте Петропавловска не закрывали на зиму ввиду больших уклонов, не подходящих ни под какую категорию и создающих большую опасность при движении в условиях гололеда. В конце 80-х был разработан проект тоннеля через "душманский перевал" , в сопках Красная и Петровская, чтобы соединить Высотную с ДОФом. Но, как вы помните, в стране началась перетряска. Тут уж не до тоннелей было - уж больно дорого обошлось бы подобное строительство. Хотя идея заманчивая...

Ну, помечтали - и хватит. Вернемся в день сегодняшний. К уже имеющимся дорогам, которые под влиянием небывалого количества снега резко сузились, превратившись из проездов в пролазы. По мнению главы Бориса Котикова, расширить городские дороги во избежание гигантских пробок, например, на улице Ленинской, возможно лишь за счет газонов. Хотя есть способ намного проще и дешевле - штрафовать нерадивых водителей за парковку автомашин в неположенном месте, чем сегодня вполне успешно занимаются сотрудники ГИБДД. "Может, там нужна эстакада?" - робко поинтересовались мы, на что Борис Геннадьевич ответил, что еще одна головная боль в виде эстакады нам без надобности. Уже есть путепровод на Красной Сопке, который читатели ошибочно именуют мостом (мост возводится над водой), и содержать его очень хлопотно. Зимой с объездной туда не попасть, да и магазины, построенные наверху, не облегчают расчистку данного сооружения от снега.

"Народ что хочет, то и творит, - продолжает Котиков. - Возьмем дорогу в Аваче, переданную нам на содержание в начале этого года. Местные жители строят дома непосредственно у дороги - им так удобнее. А когда мы начинаем чистить проезжую часть, "аборигены" выводят из строя нашу снегоуборочную технику. Такая же проблема существует в Термальном. Люди понастроили вдоль основной трассы гаражи и проходящий шнекоротор вынужден засыпать их снегом. Владельцы реагируют агрессивно и ломают технику. Следовательно, для районов, где "архитектурные сооружения" находятся близко к дорогам, необходимо выделять дополнительные суммы на вывоз снега или же спокойно относиться к тому, что нельзя ни пройти, ни проехать".

Стоит добавить, что наиболее проблемными районами нашего полуострова по обслуживанию имеющихся там дорог являются участок от села Майское до Усть-Камчатска, а также село Пущино Мильковского района, Начикинский перевал и район 13 километра старой елизовской трассы.

Что касается трещин и ям на дорогах, здесь негативную роль играет большое количество воды - как льющейся с неба, так и протекающей под землей, резкие перепады температуры и ... низкое качество асфальта, на который сильно давит большегрузный транспорт. Французы говорят: "Ищите женщину" , а камчатские дорожники: "Ищите воду". Снег, растаявший днем, ночью замерзает в трещинах и ямах, "разрывая" асфальт.

Воды на петропавловских трассах могло быть и меньше, и дороги успевали бы высыхать в течение дня, если бы ливневые колодцы освобождались от сваленного вдоль обочин снега, пропуская воду в канализационную систему.

Наталья ЕСИНА

"Вести" N 074 от 18.05.05

Дорога в Авачу пример, прогресса в строительстве дорог на камчатке
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас