Перейти к содержанию

История камчатских дорог


Автолюбитель

Рекомендуемые сообщения

История камчатских дорог ведет свой отсчет из далекого 1911 года, когда первый транспорт, тогда еще гужевой, потянулся из города Петропавловска в направлении поселка Завойко (ныне город Елизово). Первая дорога, проложенная санями и телегами, имела протяженность тридцать верст и ширину две сажени...

Серьезное дорожное строительство на нашем полуострове началось в 1932 году, на том же месте, по проекту одного из отделов при НКВД. В то далекое время строить дороги на Камчатке толком не умели, поэтому старая елизовская трасса, как мы привыкли ее называть, получилась такой извилистой. В скором времени вдоль объекта стали появляться дома с огородами, а также могилы. Все это впоследствии стало препятствовать снегоочистке и реконструкции трассы. Поэтому за узость старой дороги надо сказать спасибо нашим предприимчивым предкам...

Гравийный автобан

Долгострой, тянущийся с юга Камчатки на север, до села Мильково, занял, в общей сложности, сорок один год. Километры трассы Петропавловск - Мильково уходили вдаль вместе со временем. В 1973 году закончилось сооружение дорожного полотна от Начикинского совхоза до места назначения. Раньше, добираясь от совхоза до Милькова по бездорожью, наши земляки затрачивали до десятка дней, а после введения новой трассы весь путь занял не более шести часов. Долгое время дорога была грунтовой, затем гравийной, и на сегодняшний день из почти трехсот ее километров в асфальт одето 116. В 2002 году был построен новый участок между 16 и 18 километрами, его сооружение было вызвано большим количеством ДТП на старом месте.

В 1961 году была сдана в эксплуатацию автомобильная дорога Елизово - Паратунка, которая связала зону отдыха трудящихся с Елизовом и Петропавловском.

Вступившая в строй в 1968 году еще одна важная для Камчатской области автодорога Начикинский совхоз - Усть-Большерецк окончательно соединила восточное побережье с западным в 1977-м.

В 1974 году было начато строительство еще одной важной для развития народного хозяйства области дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, которое продолжается до сих пор.

В 1978 году началось строительство трассы стратегического назначения, соединяющей морской порт с воздушным. В соответствующих документах имелся проект разделительной полосы и велосипедной дорожки, которые бы тянулись от поста ГИБДД, что на выезде из Петропавловска, до поста в Елизове. Сумма предварительных расходов по ценам 1977 года составляла 29 миллионов рублей. И это было немыслимо. Поэтому камчатским строителям пришлось существенно сократить статью расходов, уложиться в 17 миллионов и ввести трассу в эксплуатацию в 1982 году. Сейчас, спустя 23 года, федеральную трассу любезно хотят "подарить" региону. В прошлом году на содержание и ремонт этой дороги из бюджета России было выделено 17, 5 миллиона рублей. В нынешнем году дела обстоят немного лучше: мы получили 18, 9 только на содержание. Однако не стоит забывать, что такой зимы, как нынешняя, не было сорок с лишним лет. Поэтому выделенной суммы недостаточно. А собственно на ремонт в этом году пока ничего не выделили, так что ждем-с.

Говорят, в США дороги принимают следующим образом: на капот автомобиля ставят стакан с водой, водитель едет с определенной скоростью, при этом вода не должна расплескаться. У нас, в условиях финансирования дорожного строительства по остаточному принципу, все гораздо проще: приезжает комиссия, смотрит, измеряет и принимает.

Все дороги делятся на категорийные и некатегорийные. В России дорожных категорий пять. Разницу между ними определяет не качество и толщина дорожного покрытия, как думают многие. Существенную роль играет ширина всего дорожного полотна, включая обочины, а также количество полос, интенсивность движения, уклоны и радиусы кривых.

Дороги первой категории представлены почти автобанами. У нас тоже есть такой участок. Правда, он небольшой, его протяженность всего тринадцать километров. Камчатский "почти автобан" , шириной 20 метров, тянется от поста ГИБДД на объездной до путепровода на Красной Сопке.

Вторая категория - тоже неплохо, учитывая нищету нашего региона. Она на Камчатке представлена опять же трассой "Морпорт - Аэропорт" - ее большей частью шириной 15 метров на участке от упомянутого петропавловского поста ГИБДД до подобного в Елизове.

А участок от елизовского поста до поворота на аэропорт уже третьей категории, там ширина 12 метров. Дорога Петропавловск - Мильково и Паратунская трасса также третьей категории, несмотря на большой объем перевозок.

Дороги четвертой категории представляют большинство на нашем полуострове. Это и 235 км долгостроя Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, и та, что заканчивается в Октябрьском, и многие другие. Ширина дорожного полотна таких трасс - 10 метров.

И, наконец, дороги пятой категории (8 м) - узкие проезды-пролазы, которых и в областном центре, и по Камчатке полным-полно.

Свет в конце тоннеля

Итак, на Камчатке 7 основных дорог. Остальные являются либо их связующими звеньями, либо подъездами к населенным пунктам. Общая протяженность всех областных дорог - 1404, 8 километра, включая 38 км федеральной трассы "Морпорт - Аэропорт". Из них с асфальтобетонным покрытием - 294, 7 км.

Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП "Камчатавтодор" Борис Котиков поведал нам о том, что в настоящий момент производится строительство только дороги Мильково - Ключи - Усть-Камчатск, начатое еще в 1975 году. Эта трасса, протяженностью 433 километра согласно проектной документации, является самой длинной на нашем полуострове. В 2005 году "Камчатавтодор" планирует здесь сдать в эксплуатацию 8 км дорожного полотна, еще 19 строит предприятие "Камчатавтомост". 7 апреля прошел тендер на строительство участка с 332 по 341 километр, однако точных сведений о подрядчике пока нет.

Также в настоящее время прорубаются "окошки" от Милькова к Шанучу (к месторождению никеля) и от Мутновской трассы к вулкану Асача, где ведется разработка золоторудного месторождения.

Если вы полагаете, что построить дорогу - значит одеть ее в асфальт, то заблуждаетесь. Немало дорожных участков на нашем полуострове довольствуются более скромным "гардеробом" , будучи гравийными. А иные и вовсе "раздеты" , хотя их строительство также заняло немало времени.

Любая трасса состоит не только из проезжей части, как многие из нас полагают. Дорога - это элемент ландшафта, состоящий из земляного полотна, дорожной "одежды" , искусственных сооружений и обстановки вдоль нее.

Что стоит построить дорогу длиной километр и более? Допустим, мы имеем два населенных пункта и поле между ними. Через которое необходимо, проведя предварительно геодезические изыскания и тщательную проектировку, проложить трассу. При этом не выйдя за рамки скудного бюджета.В целях экономии денег дороги стараются делать прямыми, насколько это возможно. После всех процедур по "прополке" и корректировке местности получается немаленькое корытце, из которого выбирают слабый грунт, закладывают трубы, затем делают насыпь, дают ей отстояться не менее года и только потом укладывают асфальт.

Зачем я в двух словах пересказываю многотомный учебник по строительству дорог? Чтобы вы, дорогие читатели, знали один немаловажный факт: наши дороги потому такие волнистые, местами продавленные, местами вспученные, что когда-то ленивые рабочие, с нетерпением ожидая конца трудового дня, с мыслями об ужине, телевизоре и пиве, не удосужились до конца выбрать некачественный грунт, поверх которого впоследствии сделали насыпь. Через некоторое время появилось то, по чему мы с вами до сих пор ездим. И если на каких-то определенных участках дорожного полотна вашего железного коня постоянно тянет вправо, - значит, нарушена строительная технология. Вы теперь знаете кем.

Ищите воду!

Денег мало, дорог - тоже. Особенно городских - ввиду постоянно увеличивающегося количества транспортных средств, чьи колеса, спотыкаясь о трещины и ямы в режиме нон-стоп, орошают прохожих фонтанами грязной воды.

Непрекращающийся транспортный поток мог бы двигаться быстрее, если бы часть трассы Морпорт - Аэропорт в черте Петропавловска не закрывали на зиму ввиду больших уклонов, не подходящих ни под какую категорию и создающих большую опасность при движении в условиях гололеда. В конце 80-х был разработан проект тоннеля через "душманский перевал" , в сопках Красная и Петровская, чтобы соединить Высотную с ДОФом. Но, как вы помните, в стране началась перетряска. Тут уж не до тоннелей было - уж больно дорого обошлось бы подобное строительство. Хотя идея заманчивая...

Ну, помечтали - и хватит. Вернемся в день сегодняшний. К уже имеющимся дорогам, которые под влиянием небывалого количества снега резко сузились, превратившись из проездов в пролазы. По мнению главы Бориса Котикова, расширить городские дороги во избежание гигантских пробок, например, на улице Ленинской, возможно лишь за счет газонов. Хотя есть способ намного проще и дешевле - штрафовать нерадивых водителей за парковку автомашин в неположенном месте, чем сегодня вполне успешно занимаются сотрудники ГИБДД. "Может, там нужна эстакада?" - робко поинтересовались мы, на что Борис Геннадьевич ответил, что еще одна головная боль в виде эстакады нам без надобности. Уже есть путепровод на Красной Сопке, который читатели ошибочно именуют мостом (мост возводится над водой), и содержать его очень хлопотно. Зимой с объездной туда не попасть, да и магазины, построенные наверху, не облегчают расчистку данного сооружения от снега.

"Народ что хочет, то и творит, - продолжает Котиков. - Возьмем дорогу в Аваче, переданную нам на содержание в начале этого года. Местные жители строят дома непосредственно у дороги - им так удобнее. А когда мы начинаем чистить проезжую часть, "аборигены" выводят из строя нашу снегоуборочную технику. Такая же проблема существует в Термальном. Люди понастроили вдоль основной трассы гаражи и проходящий шнекоротор вынужден засыпать их снегом. Владельцы реагируют агрессивно и ломают технику. Следовательно, для районов, где "архитектурные сооружения" находятся близко к дорогам, необходимо выделять дополнительные суммы на вывоз снега или же спокойно относиться к тому, что нельзя ни пройти, ни проехать".

Стоит добавить, что наиболее проблемными районами нашего полуострова по обслуживанию имеющихся там дорог являются участок от села Майское до Усть-Камчатска, а также село Пущино Мильковского района, Начикинский перевал и район 13 километра старой елизовской трассы.

Что касается трещин и ям на дорогах, здесь негативную роль играет большое количество воды - как льющейся с неба, так и протекающей под землей, резкие перепады температуры и ... низкое качество асфальта, на который сильно давит большегрузный транспорт. Французы говорят: "Ищите женщину" , а камчатские дорожники: "Ищите воду". Снег, растаявший днем, ночью замерзает в трещинах и ямах, "разрывая" асфальт.

Воды на петропавловских трассах могло быть и меньше, и дороги успевали бы высыхать в течение дня, если бы ливневые колодцы освобождались от сваленного вдоль обочин снега, пропуская воду в канализационную систему.

Наталья ЕСИНА

"Вести" N 074 от 18.05.05

Дорога в Авачу пример, прогресса в строительстве дорог на камчатке
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...
Вверх